В суды идут в 7% случаев, когда клиент скрывается, уклоняется от выплат и не идет на контакт
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе дел по возврату долгов (всего их было около 44,5 млн). Такие данные Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) подсчитала впервые и предоставила в ответном письме за подписью ее президента Андрея Чумакова в адрес Федеральной службы судебных приставов (ФССП) на соответствующий запрос. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель НАПКА.
Всего в прошлом году суды приняли к производству почти 13,2 млн исков от юридических лиц (сюда относятся в том числе банки, коллекторы, микрофинансовые организации) о взыскании долгов по кредитам и займам, доля заявлений от коллекторов составила 23%, указано в письме.
Значительная часть исков подается коллекторами по долгам, полученным в рамках цессии (переуступка прав требования выплаты третьим лицам), – из 3 млн на них пришлось 2,57 млн. Но в этом сегменте гораздо выше и доля судебных дел в принципе – 21,2% из всех 12,1 млн дел по взысканию. Из почти 32,4 млн долгов, полученных по контрактам от агентов, до суда дошли лишь 1,5%, или 470 228 шт.
На основе данных НАПКА установлено, что на конец прошлого года 36% коллекторских агентств не осуществляли взаимодействие с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности либо осуществляли такое взаимодействие в крайне незначительном количестве (не более чем с 20 физическими лицами), сказал «Ведомостям» представитель ФССП. Сейчас в России действует 493 профессиональные коллекторские организации, следует из госреестра ФССП. Из них только 48 агентств входит в состав НАПКА, но они занимают 80% рынка в объеме бизнеса.
Запрос ФССП в НАПКА о деятельности профессиональных взыскателей был направлен после заявления главы службы Дмитрия Аристова на Петербургском международном юридическом форуме в 2023 г. Он тогда отмечал, что коллекторы, вместо того чтобы работать с гражданами, пытаются проводить возврат долгов за счет приставов и при этом 25% из них вообще не взаимодействуют с должниками, а еще более 30% делают это в единичных случаях.
В ответном письме НАПКА говорится, что в портфеле коллекторов сосредоточена наиболее проблемная задолженность граждан, с которыми первоначальные кредиторы не смогли прийти к соглашению о погашении долга на ранних сроках просрочки обязательств. Также к ним попадают случаи, когда практически невозможно связаться с должником по причине смены его ФИО, паспортных данных, номера телефона, места жительства, смерти при отсутствии информации о наследниках и проч., перечисляется в письме. Так как законные способы выявления актуальной информации о должнике у кредитора отсутствуют, это вынуждает последних обращаться в суд и ФССП за принудительным взысканием задолженности, констатируется в документе.
В то же время личные встречи с должниками использует минимальное количество профессиональных взыскателей, согласны в НАПКА. Такое взаимодействие требует высоких затрат и максимальной подготовленности, но является неэффективным, так как не позволяет провести встречи с большим количеством должников в единицу времени, поясняется в письме.
В ассоциации услышали позицию ФССП и ее пожелание сосредоточиться на досудебной стадии работы, сказал «Ведомостям» представитель НАПКА, последний год ассоциация последовательно поддерживает политику на создание условий, стимулирующих досудебное урегулирование проблемной задолженности. По данным НАПКА, сейчас 100% должников на досудебной стадии предлагаются спецусловия для погашения долга.
Как коллекторы получают долги
Просроченная задолженность граждан и компаний попадает от банков к коллекторам несколькими способами. Первый – кредитная организация заключает агентский договор с коллекторами, согласно которому те имеют право взыскивать просрочку и получают за это комиссионное вознаграждение. Другой способ – продажа накопившейся просрочки на официальных онлайн-аукционах или напрямую от банков. В этом случае кредитор составляет портфель просрочки, куда собирает задолженность по определенным критериям (тип и размер кредита, срок просрочки платежа и т. д.). Когда коллекторское агентство покупает такой портфель, оно становится новым кредитором и платежи граждан по долгам идут в его пользу. При выставлении долгов на продажу банки указывают только тело долга, т. е. без учета штрафных пеней.
После покупки долга ПКБ пытается прокоммуницировать с клиентом и договориться с ним об урегулировании на досудебной стадии, говорит его управляющий директор Павел Михмель. Компания предлагает скидки до 60% от суммы задолженности, рассрочку до трех лет и минимальные посильные платежи, перечисляет он. Если клиент испытывает временные трудности, можно договориться о заморозке платежей на период каникул, добавляет Михмель. Также эффективным инструментом внесудебного решения финансовых вопросов является и программа комплексного урегулирования, призванная помочь заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию и имеющим задолженность перед несколькими кредиторами, говорит врио генерального директора агентства АБК Евгения Уткина.
К судебной стадии коллекторы прибегают в крайних случаях, когда клиент скрывается, уклоняется от исполнения финансовых обязательств и не идет на контакт, продолжает Михмель. Потому что даже при условии, что процессы судебного взыскания быстро автоматизируются и становятся удобнее, в конечном итоге они дороже для взыскателя, так как предполагают работу с залогами, поручителями, поиск возможного имущества должника, поясняет он. Судебная стадия взыскания просроченной задолженности дороже досудебной и правопреемства как минимум на 33%, поэтому целесообразно обращаться в суд только в случае экономической обоснованности взыскания именно на этой стадии, добавляет Уткина.
Порядок взыскания определяется стадией, в которой находится перешедший по договору цессии долг, говорит гендиректор сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect Александр Васильев. Если это досудебный портфель, то он в обязательном порядке проходит досудебную стадию, поясняет он. Но дела должников, не вышедших на связь или отказавшихся от добровольного погашения, вынужденно передаются в суд, отмечает Васильев. Поэтому обращение в высшие инстанции – это один из этапов взыскания, следующий за попытками мотивировать должника к погашению долга в комфортном для него режиме, констатирует он. Кроме того, добавляет Васильев, часть портфелей переходят уже просуженными первичными кредиторами.
Полностью отказаться от судебного взыскания в реалиях сегодняшнего дня не представляется возможным, считает Васильев, часто приходится идти в суд просто потому, что должник неконтактен и не осознает собственной выгоды от погашения долга в досудебном порядке. Поэтому более реальный вариант он видит в наращивании доли досудебного взыскания за счет масштабирования программ лояльности для должников. «Должникам важно помнить, что мы поможем законно погасить его долги вне зависимости от того, на каком этапе находится долг», – заключает Васильев.
Источник: vedomosti.ru
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе дел по возврату долгов (всего их было около 44,5 млн). Такие данные Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) подсчитала впервые и предоставила в ответном письме за подписью ее президента Андрея Чумакова в адрес Федеральной службы судебных приставов (ФССП) на соответствующий запрос. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил представитель НАПКА.
Всего в прошлом году суды приняли к производству почти 13,2 млн исков от юридических лиц (сюда относятся в том числе банки, коллекторы, микрофинансовые организации) о взыскании долгов по кредитам и займам, доля заявлений от коллекторов составила 23%, указано в письме.
Значительная часть исков подается коллекторами по долгам, полученным в рамках цессии (переуступка прав требования выплаты третьим лицам), – из 3 млн на них пришлось 2,57 млн. Но в этом сегменте гораздо выше и доля судебных дел в принципе – 21,2% из всех 12,1 млн дел по взысканию. Из почти 32,4 млн долгов, полученных по контрактам от агентов, до суда дошли лишь 1,5%, или 470 228 шт.
На основе данных НАПКА установлено, что на конец прошлого года 36% коллекторских агентств не осуществляли взаимодействие с должниками по вопросам возврата просроченной задолженности либо осуществляли такое взаимодействие в крайне незначительном количестве (не более чем с 20 физическими лицами), сказал «Ведомостям» представитель ФССП. Сейчас в России действует 493 профессиональные коллекторские организации, следует из госреестра ФССП. Из них только 48 агентств входит в состав НАПКА, но они занимают 80% рынка в объеме бизнеса.
Запрос ФССП в НАПКА о деятельности профессиональных взыскателей был направлен после заявления главы службы Дмитрия Аристова на Петербургском международном юридическом форуме в 2023 г. Он тогда отмечал, что коллекторы, вместо того чтобы работать с гражданами, пытаются проводить возврат долгов за счет приставов и при этом 25% из них вообще не взаимодействуют с должниками, а еще более 30% делают это в единичных случаях.
В ответном письме НАПКА говорится, что в портфеле коллекторов сосредоточена наиболее проблемная задолженность граждан, с которыми первоначальные кредиторы не смогли прийти к соглашению о погашении долга на ранних сроках просрочки обязательств. Также к ним попадают случаи, когда практически невозможно связаться с должником по причине смены его ФИО, паспортных данных, номера телефона, места жительства, смерти при отсутствии информации о наследниках и проч., перечисляется в письме. Так как законные способы выявления актуальной информации о должнике у кредитора отсутствуют, это вынуждает последних обращаться в суд и ФССП за принудительным взысканием задолженности, констатируется в документе.
В то же время личные встречи с должниками использует минимальное количество профессиональных взыскателей, согласны в НАПКА. Такое взаимодействие требует высоких затрат и максимальной подготовленности, но является неэффективным, так как не позволяет провести встречи с большим количеством должников в единицу времени, поясняется в письме.
В ассоциации услышали позицию ФССП и ее пожелание сосредоточиться на досудебной стадии работы, сказал «Ведомостям» представитель НАПКА, последний год ассоциация последовательно поддерживает политику на создание условий, стимулирующих досудебное урегулирование проблемной задолженности. По данным НАПКА, сейчас 100% должников на досудебной стадии предлагаются спецусловия для погашения долга.
Как коллекторы получают долги
Просроченная задолженность граждан и компаний попадает от банков к коллекторам несколькими способами. Первый – кредитная организация заключает агентский договор с коллекторами, согласно которому те имеют право взыскивать просрочку и получают за это комиссионное вознаграждение. Другой способ – продажа накопившейся просрочки на официальных онлайн-аукционах или напрямую от банков. В этом случае кредитор составляет портфель просрочки, куда собирает задолженность по определенным критериям (тип и размер кредита, срок просрочки платежа и т. д.). Когда коллекторское агентство покупает такой портфель, оно становится новым кредитором и платежи граждан по долгам идут в его пользу. При выставлении долгов на продажу банки указывают только тело долга, т. е. без учета штрафных пеней.
После покупки долга ПКБ пытается прокоммуницировать с клиентом и договориться с ним об урегулировании на досудебной стадии, говорит его управляющий директор Павел Михмель. Компания предлагает скидки до 60% от суммы задолженности, рассрочку до трех лет и минимальные посильные платежи, перечисляет он. Если клиент испытывает временные трудности, можно договориться о заморозке платежей на период каникул, добавляет Михмель. Также эффективным инструментом внесудебного решения финансовых вопросов является и программа комплексного урегулирования, призванная помочь заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию и имеющим задолженность перед несколькими кредиторами, говорит врио генерального директора агентства АБК Евгения Уткина.
К судебной стадии коллекторы прибегают в крайних случаях, когда клиент скрывается, уклоняется от исполнения финансовых обязательств и не идет на контакт, продолжает Михмель. Потому что даже при условии, что процессы судебного взыскания быстро автоматизируются и становятся удобнее, в конечном итоге они дороже для взыскателя, так как предполагают работу с залогами, поручителями, поиск возможного имущества должника, поясняет он. Судебная стадия взыскания просроченной задолженности дороже досудебной и правопреемства как минимум на 33%, поэтому целесообразно обращаться в суд только в случае экономической обоснованности взыскания именно на этой стадии, добавляет Уткина.
Порядок взыскания определяется стадией, в которой находится перешедший по договору цессии долг, говорит гендиректор сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect Александр Васильев. Если это досудебный портфель, то он в обязательном порядке проходит досудебную стадию, поясняет он. Но дела должников, не вышедших на связь или отказавшихся от добровольного погашения, вынужденно передаются в суд, отмечает Васильев. Поэтому обращение в высшие инстанции – это один из этапов взыскания, следующий за попытками мотивировать должника к погашению долга в комфортном для него режиме, констатирует он. Кроме того, добавляет Васильев, часть портфелей переходят уже просуженными первичными кредиторами.
Полностью отказаться от судебного взыскания в реалиях сегодняшнего дня не представляется возможным, считает Васильев, часто приходится идти в суд просто потому, что должник неконтактен и не осознает собственной выгоды от погашения долга в досудебном порядке. Поэтому более реальный вариант он видит в наращивании доли досудебного взыскания за счет масштабирования программ лояльности для должников. «Должникам важно помнить, что мы поможем законно погасить его долги вне зависимости от того, на каком этапе находится долг», – заключает Васильев.
Источник: vedomosti.ru
Другие публикации