Запись дискуссии можно увидеть на сайте АРБ.
В мероприятии приняли участие начальник отдела контроля за деятельностью по возврату просроченной задолженности и административной практики ФССП России Андрей Корнеев, начальник Управления Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Центральном федеральном округе Сергей Колганов, президент НАПКА Алексей Саватюгин, первый вице-президент Ассоциации Александр Морозов, руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов, директор департамента по работе с проблемными активами Связь-Банка Сергей Акинин.
Президент АРБ Гарегин Тосунян предложил обсудить как вступивший в силу новый закон, регулирующий деятельность взыскателей, отразился на заемщиках, банках и коллекторских агентствах. Он отметил, что текст закона был принят в спешном порядке и ориентирован в большей степени на права заемщика.
Представитель ФССП Андрей Корнеев, говоря о нелегальных взыскателях, отметил, что ФССП наделена полномочиями по надзору за осуществляющими взыскание лицами, включёнными в реестр. Таким образом, при незаконном взыскании ФССП может только составлять протокол об административном нарушении. ФССП составила уже 170 протоколов об административных нарушениях, как в отношении лиц, включенных в реестр, так и в отношении кредитных учреждений, их работников. Служба проводит анализ правоприменительной практики, по итогам которого не исключено совершенствование законодательства. Также А.Корнеев отметил, что иногда злоупотребления бывают и со стороны заявителей. Такие граждане заявляют о нарушении закона со стороны взыскателей, но по факту оказывается, в том числе в силу недостаточного понимания закона заявителем, что нарушений не было.
Сергей Колганов отметил, что конструкция закона практически не повлияла на полномочия Банка России в отношении кредиторов. Если кредитор самостоятельно осуществляет взыскание и нарушает закон, такие материалы должны поступать в Банк России, регулятор будет проводить проверки и принимать соответствующие меры. ЦБ РФ получает такие жалобы и рассматривает их. Если ЦБ видит состав административного правонарушения, то направляет материалы в службу судебных приставов. При этом практика надзора складывается постепенно, есть определённые процедуры, и к новому правовому полю должны адаптироваться и участники рынка, и надзорные органы. Возможно, в рамках правоприменительной практики участники придут к необходимости доработки некоторых норм данного закона.
Президент НАПКА Алексей Саватюгин отметил, что деятельность коллекторов и ранее, до принятия закона, была законной и поводилась в рамках Гражданского кодекса. А истории о хулиганстве, порче имущества, угрозах, причинении телесных повреждений подпадали и подпадают под действие Уголовного кодекса. Он напомнил, что новый закон состоит из двух частей. Одна часть закона говорит, как надо взаимодействовать при взыскании просроченной задолженности, и эти правила одинаковы для всех участников рынка. Вторая часть относится к профессиональным взыскателям - требования к их капиталу, персоналу, программному обеспечению и так далее.
Президент НАПКА подчеркнул, что с начала текущего года не было ни одного вопиющего случая криминала в области взыскания. Жалобы при этом есть, и они поступают в том числе в НАПКА. В прошлом году это было 200-300 жалоб в месяц, в этом году - 400-500 жалоб в месяц, ряд жалоб передается компетентным органам или рассматриваются в дисциплинарном комитете. Содержание жалоб: некорректное общение (угрозы, хамство и т.д.)- 12%, звонки третьим лицам - 16%, звонки по ошибочным контактам - 38%, невозможность оплаты, тяжелое финансовые положение - 3-4%, психологический дискомфорт, психологическое давление - 7%, и 38% - незаконное взыскание (должники полагают, что коллекторы не должны звонить, что коллекторы вне закона, или что долги может не платить). Можно констатировать, что количество hard-жалоб уменьшается, отметил он.
Когда готовился законопроект, количество профессиональных взыскателей оценивалось в 600-700 компаний, сейчас в реестре ФССП 120 компаний. Остальные или ушли с рынка, или перепрофилировались (например, в области судебного сопровождение), а кто-то стал «черным коллектором», то есть не поднадзорен, и это уже незаконная деятельность, - сказал Алексей Саватюгин.
О проблемах взыскателей, в частности, при контактах с заемщиками, рассказал Александр Морозов. Он отметил, что взыскатели должны убедиться, что телефонный номер передал заёмщик. Но в анкете может быть старый телефон. И встает вопрос, может ли использоваться телефон из открытых источников для того, чтобы установить контакт с заемщиком. Другой вопрос - как убедиться, с кем разговаривает взыскатель - с заемщиком или с третьим лицом. Здесь, возможно, перспективным направлением может быть голосовая верификация. Также он поднял вопрос доступа к актуальным номерам мобильного телефона. Например, если кредитор не предоставил актуальный номер телефона, было бы правильно дать возможность запросить у оператора новый номер заемщика. Это удалило бы почти 40% жалоб и повысило бы эффективность взыскателей.
Глава ФАСП отметил, что после введения закона возросла себестоимость взыскания, часть компаний ушла с рынка. Взыскателям пришлось менять скрипты бесед. Появился акцент на судебном взыскании, это несколько увеличивает расходы, но при этом произошла определенная «оцифровка» судебного взыскания.
Виктор Климов высказал мнение, что закон, защищающий права заемщиков при взыскании задолженности, изменил ситуацию в лучшую сторону и провел черту между теми, кто может и кто не может осуществлять взыскание. По его оценке, по мере того, как граждане стали узнавать о новом механизме, о том, куда жаловаться, жалоб стало больше. Закон ситуацию в целом изменил, но ряд проблем остался. В.Климов привел пример: ОНФ в марте выбрал 15 типовых обращений заемщиков и направил их в Генпрокуратуру, ФССП, Банк России и полицию, но пока ни одного окончательного решения, которое помогло бы гражданину, не принято. Рассмотрение обращений идет, но в отношении гражданина уже два месяца продолжаются нарушения.
По его мнению, также необходимо, чтобы более эффективно работала правоохранительная система, потому что во многих случаях проблемы заемщиков связаны с действиями неустановленных лиц, нелегальных лиц. Также необходимо, чтобы финансовые организации несли ответственность за передачу взыскания «нелегалам». На сегодняшний день такие организации реальной ответственности не несет. ОНФ беспокоит, что остается «серая зона», подчеркнул В.Климов. В свою очередь, А.Колганов высказал точку зрения, что для недопущения нарушений по передаче взыскания лицам, не находящимся в реестре, важна работа профсобщества кредиторов – это можно предусмотреть в требованиях членства, стандартах.
Сергей.Акинин высказал точку зрения, что принятие законопроекта не повлияло на работу банка особо ни в худшую, ни у лучшую строну. Банк и раньше старался делать общение с должниками комфортным, чтобы найти пути погашения задолженности. При этом, конечно, банки предприняли необходимые технические и юридические шаги для исполнения закона. Что касается работы банков с коллекторскими агентствами, закон «почистил» их ряды, и если раньше необходимо было ставить «фильтры», чтобы отсечь недобросовестных коллекторов, то сейчас необходимость в этом отпала – таким фильтром является реестр, который ведет ФССП. Он рассказал, что с начала действия закона банк получил три жалобы, и во всех трёх случаях жалобы не подтвердились. В двух случаях жалобы были вызваны спецификой психологического восприятия, в одном случае – лукавством заявителя.
Для заемщиков закон дал больше минусов, чем плюсов, считает С.Акинин. Акцент работы перемещается в судебную область, и возможность обсудить по телефону пути решения проблем теперь ограничена. Есть ряд технических вопросов, и законодательство требует определенной доработки, полагает банкир. С.Акинин и В.Климов, говоря о долговой нагрузке заемщиков и уровне просроченной задолженности, высказали точку зрения, что изменить ситуацию в лучшую сторону может реализация идеи ограничения долговой нагрузки отдельных граждан (в частности, через ограничение отношения их расходов на обслуживания долга к доходу).
Президент АРБ высказал точку зрения, что закон о взыскателях дал рынку регламентацию деятельности коллекторов, и это было необходимо, хотя если сильно ограничивать кредитора в общении с должником, это может затруднить поиск компромисса. При этом нужно, чтобы в обществе культивировалась ответственность, в том числе в области обслуживания долгов. Участники открытой дискуссии согласились с Г.Тосуняном, подчеркнув важность понимания, что при получении кредита граждане взяли на себя определенные обязанности. При этом необходимо выстраивать диалог между кредитором и должником, отметили они.