За 1-й квартал 2017 НАПКА получила 1335 обращений граждан по вопросам, связанным с взысканием и работой коллекторских агентств, через сервис «Добро пожаловаться» на сайте Ассоциации. Это в 1,5 раза выше, чем год назад – по итогам 1-го квартала 2016 г. НАПКА получила 881 обращение. В последние полгода сервис «Добро пожаловаться» оказался более популярен и востребован у потребителей, чем за всю его 3-х летнюю историю, что связано с изменениями на рынке в результате вступления в силу 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании».
1. Количество обращений в НАПКА по кварталам, шт.
В этот же период - 4-й квартал 2016 г. (активная подготовка участников рынка к вступлению закона в силу) и 1-й квартал 2017 (первые результаты госрегулирования) – заметно изменилась и структура обращений граждан.
Практически вдвое увеличилось количество правовых обращений – к этой категории Контрольный комитет НАПКА относит обращения с просьбой о разъяснении правомерности работы и различных действий коллекторских агентств, запросы документов, подтверждающих право на взыскание и т.д. Кроме того, с 1 января 2017, после вступления в силу нового закона, в эту категорию попали жалобы на нарушение новых требований 230-ФЗ, которых ранее не было в статистике НАПКА – превышение разрешенного количества контактов, звонки со стороны коллекторских агентств, не вошедших в госреестр. По итогам 1-го квартала доля правовых обращений составила 38% (в течение первых 3-х месяцев 2016 г. этот показатель составлял в среднем около 20%, в 4-м квартале 2016 г. начался активный рост).
2. Распределение по причинам обращений, 1-й квартал 2017*
*справка о том, какие обращения входят в каждую категорию – в конце обзора.
Из более чем 500 обращений, отнесенных к категории правовых, 35% (около 170 обращений) относятся к новой подкатегории – нарушение количества звонков, смс и контактов, предусмотренных 230-ФЗ. Как отмечает председатель Контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий, доля подобных обращений имеет тенденцию к небольшому росту от января к апрелю – проблема толкования понятия «контакт», которое не определено законом 230-ФЗ, до сих пор не снята, поэтому зачастую заемщики и взыскатели по-разному оценивают количество состоявшихся контактов. Скорее всего, это противоречие будет снято только ближе к концу года, с формированием судебной практики, которая даст ответ на спорные вопросы трактовки норм закона.
При этом жалобы на звонки коллекторских агентств, не вошедших в госреестр, которые в январе 2017 г. составили около 10% всех правовых обращений, по итогам квартала снизились до 2% (около 10 обращений). Остальные обращения правовой категории по-прежнему связаны с просьбами предоставить подтверждающие полномочия взыскателей документы (выписки из договоров цессии и агентирования) – около 50%, еще около 8% обратившихся граждан утверждают, что уже оплачивают свой долг через судебных приставов или подали на банкротство. Резко снизилась доля просьб о консультации в связи с тем, что коллекторская деятельность в принципе незаконна – около 5%.
Помимо правовых обращений, традиционно наиболее массовыми категориями являются жалобы на звонки по ошибочным контактам (25% обращений по итогам квартала) и звонки третьим лицам, родственникам и коллегам (16% по итогам квартала). Доля жалоб в обеих этих категориях продолжает активно снижаться в последние полгода – во многом это связано с тем, что при ограничении количества контактов, эти проблемы стали немного меньше беспокоить граждан.
Доля hard-жалоб по итогам 1-го квартала составила 10%. На протяжении первых месяцев года этот показатель колебался от 7% до 13%. В целом доля hard-жалоб за последние полгода скорее увеличилась по сравнению с показателями весны-лета 2016, и остается на уровне среднегодового результата по итогам 2016 г. (11%). При этом далеко не все hard-жалобы являются обоснованными и правомерными. Стоит отметить, что факт жалобы сам по себе не является доказательством правонарушения. Тем не менее, если появление компании в списках лидеров по hard-жалобам происходит регулярно, для НАПКА это является признаком недостаточного контроля за методами взыскания со стороны компании.
По итогам 1-го квартала большая часть hard-жалоб по-прежнему относится к компаниям, не входящим в НАПКА – в этом списке, в основном, не коллекторские агентства, а микрофинансовые организации. Однако и в Ассоциации есть компании, получившие за первые 3 месяца 2017 г. наибольшее количество «тяжелых» жалоб.
3. Лидеры по количеству hard-жалоб среди компаний, не входящих в НАПКА, 1-й квартал 2017, кол-во жалоб.
4. Компании-лидеры среди членов НАПКА по количеству hard-жалоб в 1-м квартале 2017, кол-во жалоб
Около 80% обращений были успешно урегулированы под контролем НАПКА, средняя скорость реакции по ним составила 1-2 дня, направления официальных ответов заявителю – 3-4 дня. Около 500 граждан получили правовые консультации и документы, подтверждающие правомочность обращения к ним коллекторских агентств, было изъято из дозвона более 330 ошибочных номеров и 210 контактов третьих лиц, отказавшихся от общения. По обращениям, связанным с деятельностью компаний-членов НАПКА, доля урегулированных случаев достигает 90%.
О сервисе
Сервис «Добро пожаловаться» действует в НАПКА более 3-х лет. В настоящее время для граждан он является наиболее оперативным способом получить обратную связь по всем вопросам, возникающим в связи с деятельностью компаний-членов НАПКА.
При выявлении в результате рассмотрения обращений технических ошибок (звонки по ошибочным контактам, взаимодействие с третьими лицами), они оперативно устраняются членами НАПКА. Если выявлено нарушение законодательства и Кодекса НАПКА, к компании, входящей в Ассоциацию, могут быть применены различные меры - штраф, публичное обсуждение в рамках Общего собрания НАПКА, исключение из Ассоциации. Основаниями для принятия мер в НАПКА часто являются нарушения Этического кодекса Ассоциации, даже если закон при этом формально не нарушен.
Жалобы, не относящиеся к членам Ассоциации, НАПКА регулярно передает в ФССП России, Центробанк, Генпрокуратуру и органы внутренних дел.
Категории обращений:
- Звонки по ошибочным контактам – кредиторы или взыскатели беспокоят человека, не причастного к долгу, не бравшего кредит, не выступавшего поручителем, чаще всего не знающего должника. Причины – ошибочные контакты, переданные кредитором; смена контактов должником; изначально неверные данные, указанные заемщиком; невозможность для кредиторов и взыскателей проверить актуальность контактов должника.
- Звонки третьим лицам – звонки родственникам или коллегам по работе.
- Правовые обращения – просьбы разъяснить правомерность обращений взыскателей к должнику, предоставить подтверждающие документы на право взыскания, обращения с целью юридической консультации.
- Психологический дискомфорт – жалобы на неуважительное обращение, слишком частые звонки, некорректные смс, однако из текста обращения и приложенных материалов видно, что действия взыскателей не выходят за рамки закона и Этического кодекса. Тем не менее, заемщик воспринимает их негативно.
- Hard-жалобы – жалоба гражданина, в которой он указывает на применение методов взыскания, запрещенных законодательством и внутренними нормативными актами НАПКА, а именно: действия, связанные с оказанием психологического давления, использованием выражений и действий, унижающих честь и достоинство гражданина; применением нецензурной лексики, общением с гражданином на повышенных тонах, фамильярным обращением и переходом на «ты», введением гражданина в заблуждение, применением физической силы либо угрозой ее применения, уничтожением или повреждением имущества.
- Невозможность оплаты – должник просит о реструктуризации, или сообщает о намерении банкротства.
- Долг погашен – заемщик считает, что уже оплатил долг, однако взыскатели продолжают к нему обращаться.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) - крупнейшее профобъединение российской отрасли взыскания, создано в 2007 году. Объединяет около 45 коллекторских агентств. НАПКА - единственное профобъединение коллекторского рынка, которое контролирует методы работы своих членов. На сайте НАПКА ведется прием жалоб от населения на действия коллекторских агентств, в Ассоциации действует Контрольный комитет, который уполномочен провести проверку деятельности компании, входящей в Ассоциацию, на основании такой жалобы или по факту публикации в СМИ.