Банки узнают телефоны должников

Операторы связи могут обязать предоставлять банкам информацию о владельцах SIM-карт. Это поможет финансовым организациям защитить клиентов, в случае если злоумышленник добыл копию SIM-карты по поддельной доверенности. Кроме того, кредиторы получат и реальные номера телефонов своих должников. Законопроект, содержащий соответствующие предложения, разработан Центральным банком России и уже направлен на межведомственное согласование.


01_TEM_4371.jpg


Документ, с которым ознакомились «Известия», предполагает создание единой информационной системы для автоматизированной проверки информации о владельцах телефонных номеров. Предполагается, что таким образом финансовые организации смогут проверить, верные ли данные им предоставил заемщик. В ответ на запрос оператор связи предоставит банку информацию о своем клиенте, дате заключения договора и выдачи SIM-карты, а также ее последней замены.


Одна из проблем, которую данным законопроектом пытается решить ЦБ, — несанкционированный доступ к системам дистанционного банковского обслуживания (мобильному банку). Нередки случаи, когда предыдущий владелец номера, к которому были привязаны различные сервисы, перестал им пользоваться и он достался новому владельцу. Также получить новую SIM-карту для нужного номера по фальшивой доверенности могут мошенники.


— Проблема хищений денежных средств клиентов кредитных организаций, связанная с заменой SIM-карт, неоднократно обсуждалась, в том числе на Уральском форуме. Банк России полагает целесообразным cоздать сервис информирования о замене SIM-карт для операторов связи и кредитных организаций, — объяснили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. — При этом необходимо обеспечить равнодоступность такого сервиса для кредитных организаций вне зависимости от масштабов бизнеса. Цель — обеспечение безопасности финансовых средств клиентов. Детали возможной реализации указанного сервиса в настоящий момент прорабатываются совместно с Минкомсвязи.  


Другая проблема, которую хотят решить банки, — получение реальных контактных данных должников. По закону «О потребительском кредите», после заключения договора кредитор обязан направлять заемщику сведения о размере текущей задолженности, датах и размерах произведенных и предстоящих платежей. «Контактная информация также необходима кредитору при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности», — говорится в пояснительной записке к документу.


В финансовом обосновании законопроекта указано, что его принятие не повлечет расходов из федерального бюджета. Новую информационную систему предлагается развернуть на базе инфраструктуры Центрального научно-исследовательского института связи. Сегодня ФГУП ЦНИИС уже отвечает за поддержку базы номеров, перенесенных от одного сотового оператора к другому.


В пояснительной записке ЦБ указано, что основанием для разработки законопроекта стали предложения Института развития интернета (ИРИ) и Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). В апреле 2015 года эти организации предложили разработать законопроекты, позволяющие защитить сотовых абонентов от незаметного подключения им платных услуг. «ИРИ выступает за усиление контроля и ответственности за продажу SIM-карт без контракта и подтверждающего документа», — отмечено в пояснительной записке.


При этом в ИРИ и РОЦИТ «Известиям» сообщили, что ЦБ не привлекал эти организации для работы над данным законопроектом.


— Мы против законопроекта в его нынешнем виде. Предлагается создать посредника между банками и операторами связи — оператора информационной системы, — объяснила замдиректора ИРИ Екатерина Лобанова. —  В итоге для банков и операторов связи будет введена плата за пользование системой, а в конечном итоге повысятся расценки на услуги связи. Кроме того, вместо SMS разовьются другие технологии и получится очередная государственная база данных без стимулов к развитию.  


Глава РОЦИТ Сергей Гребенников заявил «Известиям», что еще не видел законопроект. Но идею он оценил положительно — по его словам, в случае принятия закона добросовестные пользователи получат защиту от звонков банковских работников и коллекторов.


Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева в беседе с «Известиями» подчеркнула, что ее компания против появления посредников при взаимодействии операторов связи и кредитных организаций.


Комментариев от Минкомсвязи, «МегаФона» и МТС не поступало. В Tele2 от комментариев отказались.

Поделиться
Другие публикации
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее
Коллекторы скупили у банков рекордную для первых кварталов долю долгов // Это связано с низкой активностью продавцов перед Новым годом и наличием свободных денег у покупателей
Банки в I квартале продали коллекторам 56,4 млрд руб. просроченных кредитов граждан, что составляет 89% от всех выставленных на продажу долгов.
Подробнее
Коллекторы раскрыли долю бесперспективных долгов россиян // НАПКА: 26% проблемных банковских долгов россиян имеют нулевые шансы на взыскание
Подробнее
Коллекторы спрогнозировали рекордную сумму погашений долгов по итогам года
По итогам 2023 года россияне погасят просроченные долги на рекордные 23 млрд рублей, прогнозирует Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агент...
Подробнее