Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами по закону о защите интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности, который вступил в силу 1 января 2017 г. Такую оценку на основе опроса своих сотрудников (более 700 человек) привело коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент» («дочка» Альфа-банка) в своем исследовании. По оценкам НАПКА, в среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, рассказывает директор ассоциации Борис Воронин.
Должники по новому закону могут отказаться от общения с коллекторами, однако они почти не пользуются этой возможностью. В общении коллекторам отказывают от 1,5 до 3% граждан.
Только в 1,5% случаев должники пользуются правом отказаться от общения с коллекторами по закону о защите интересов физлиц при взыскании просроченной задолженности, который вступил в силу 1 января 2017 г. Такую оценку на основе опроса своих сотрудников (более 700 человек) привело коллекторское агентство «Сентинел кредит менеджмент» («дочка» Альфа-банка) в своем исследовании.
Новый закон запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом должник вправе отказаться от переговоров. Процедура отказа от взаимодействия достаточно простая, рассказывает председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Должнику необходимо написать заявление, которое может быть передано через нотариуса, отправлено по почте или вручено под расписку, указывает он. То, что заемщики почти не пользуются правом отказаться от взаимодействия с коллекторами, он связывает с низкой финансовой грамотностью населения.
По оценкам НАПКА, в среднем по рынку уровень отказов от общения составляет сейчас около 1% и зависит от качества долгового портфеля, рассказывает директор ассоциации Борис Воронин. Он соглашается с тем, что в ближайшее время этот показатель может вырасти – еще не все должники узнали об этой опции и научились ею пользоваться, но столь быстрого роста отказов он не ждет: ближе к концу года ситуация стабилизируется на уровне не выше 3–4%. По мнению Воронина, новый закон настолько жестко регулирует количество контактов и другие действия кредитора и взыскателя, что у добросовестного заемщика нет необходимости отказываться от взаимодействия с ними. Более того, продолжает Воронин, оформление официального отказа может помешать ему оставаться в курсе предложений и планов кредитора, например, по реструктуризации или передаче дела в суд. Кроме того, отказ однозначно станет отрицательным фактором при попытке получения следующего кредита или займа, заключает Воронин.
Есть группа должников, которые приняли решение о том, что из-за закона возвращать долги по кредитам необязательно, но количество таких должников по сравнению с общим кредитным портфелем минимально, рассказывает зампред правления «Сентинела» Александр Савинов. В среднем количество платящих должников в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросло на 5%, а в декабре 2016 г. – на 9,5%.