НАПКА: почти треть заемщиков жалуется на «незаконное взыскание» коллекторов
В первом полугодии 2016-го доля жалоб россиян на коллекторов за так называемое «незаконное взыскание», когда заемщики из-за незнания законодательства жалуются на сам факт существования коллекторов или незаконную передачу персональных данных коллекторам, увеличилась до 29%. В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) объясняют рост данного показателя незнанием гражданами отечественного законодательства.

Председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий сообщил порталу Банки.ру, что с начала года в НАПКА поступило около 2,3 тыс. жалоб граждан на коллекторов. Из них за первое полугодие поступило 1,7 тыс. обращений, еще около 350 – за июль и около 280 – за август. Эти цифры почти вдвое меньше по сравнению с аналогичными за 2015 год. «Количество обращений продолжает расти. Если в 2014 году мы обработали около полутора тысяч обращений, в 2015-м – около трех тысяч, в 2016-м этот показатель, видимо, приблизится к четырем тысячам», — прогнозирует Теплицкий.


По его словам, среди всех жалоб, поступающих в НАПКА (см. врез), обращает на себя внимание рост в первом полугодии доли жалоб на «незаконное взыскание» — с 22% до 29%. «Почему я должен платить долг коллектору, а не банку, где брал кредит? – типичный вопрос в таких обращениях, — поясняет собеседник портала Банки.ру. — Многих граждан запутало бурное обсуждение закона о коллекторах, которое происходило в начале года. Сейчас у таких обращений новая тема: некоторые потребители уверены, что новый закон 230-ФЗ (о порядке взыскания долгов. — Прим. ред.) уже полностью вступил в силу, так что количество звонков уже ограничено, и так далее».


Также примерно треть (или 34%) составляет доля жалоб из категории «я не тот, кто вам нужен». Доля таких обращений уменьшилась за полтора года почти вдвое, впрочем, эта проблема остается одной из самых острых, указал Теплицкий. «К этой категории относятся просьбы людей, не имеющих никакого отношения к должнику (сами не брали кредит, не были поручителями, должника не знают, просят исключить их телефон из баз коллекторских агентств», — пояснил он. Всплески таких обращений зачастую связаны с поступлением в работу крупного агентства какого-нибудь старого долгового портфеля, в котором много устаревших контактных данных. Эту проблему депутаты при работе над новым законом о взыскателях проигнорировали, добавил собеседник портала Банки.ру. Кредиторы и коллекторы должны иметь возможность официально подтверждать актуальность контактных данных должников, считает представитель НАПКА.


В первом полугодии сократилась и доля «тяжелых» жалоб — на некорректное обращение и назойливые звонки. С начала года она снизилась с 31% до 15%. Дмитрий Теплицкий уточнил, что преобладающая часть жалоб «жесткой» категории не относится к членам НАПКА. Снижение доли «тяжелых» жалоб объясняется и активизацией проверок полиции, и прокуратуры, и действиями НАПКА, отмечает он.


Доля жалоб на звонки третьим лицам по итогам первого полугодия составила всего 12%, но за указанный период она увеличилась в шесть раз. «Видимо, это перспективное направление для роста обращений в будущем, потому что, хотя новый закон и регламентирует отношения коллекторов с третьими лицами, пока не очень ясно, как его требования будут работать на практике», — рассуждает Теплицкий.

Еще около 4% обращений в НАПКА — жалобы о невозможности заемщика платить по долгам и просьбы о реструктуризации.

Поделиться
Другие публикации
Коллекторы резко сократили покупку просроченных микрозаймов из-за высоких пошлин
В III квартале 2024 года профессиональные коллекторы резко сократили долю выкупленных просроченных долгов у микрофинансистов.
Подробнее
Грубый платит дважды
Районный суд Тюменской области присудил выплатить моральную компенсацию при работе по взысканию долга ПКО НСВ за грубость, оскорбление личности и достоинства ...
Подробнее
Граждане стали больше и стабильнее платить коллекторам // Эксперты связывают это с ростом доходов и повышением финансовой грамотности
Уровень финансовой грамотности населения заметно вырос, и люди стараются избежать судебных разбирательств и быстрее закрыть свои долги
Подробнее
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее