По итогам рассмотрения заявления НАПКА ФАС признала ненадлежащей рекламу псевдоколлекторов в «Яндексе»
18.05.2018

По итогам рассмотрения заявления НАПКА ФАС признала ненадлежащей рекламу псевдоколлекторов в «Яндексе»

Национальная ассоциация профессиональных колекторских агентств (НАПКА) направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление, связанное с рекламой услуг псевдоколлекторов. Организации размещали рекламу в «Яндексе», обещая законное взыскание долгов физических лиц. При этом, они не входят в реестр ФССП и, соответственно, не имеют права заниматься деятельностью по возврату задолженности физических лиц способами, установленными федеральным законом № 230-ФЗ. В дальнейшем НАПКА намерена передать госорганам информацию о рекламе псевдоколлекторов в Google, на Avito и других площадках. 


Как говорится в сообщении ФАС, 15 мая 2018 года Комиссия ФАС признала ООО «Яндекс», ООО «Юридическая фирма «Лорд», ЗАО «Альянс системного консалтинга» и ООО «Правовой совет» нарушившими закон о рекламе. Антимонопольная служба установила, что 6 октября 2017 года при наборе в строке поиска «Яндекс» словосочетания «взыскание долгов физлиц» под строкой поиска отображались объявления с пометкой «реклама»: «Взыскание долга с физлица — Взыскание долгов!», «Взыскание долгов с юр. физ. лиц — Только по закону!», «Возврат долгов с физических лиц», «Возврат долгов с физических лиц — Ответим на ваш вопрос». Все объявления представляли собой гиперссылки для перехода на сайты юридических компаний. В рекламе было указано, что все эти компании оказывают услуги по взысканию долгов с граждан. При этом в рекламе использовались формулировки «взыскание долгов с физлица», «возврат долгов с физических лиц», а также «лично встретимся с должником», которые давали основание полагать, что рекламодатели оказывают услуги по возврату долгов без каких-либо ограничений, в то время как они имеют право взаимодействовать с должником, используя лишь почтовые отправления. Комиссия ФАС признала рекламу ненадлежащей. По факту нарушения рекламодателям и рекламораспространителю ООО «Яндекс» выданы предписания о прекращении нарушения. Материалы дела переданы для возбуждения дел об административных нарушениях для назначения штрафов. Размер штрафа за подобного рода правонарушения составляет от 100 до 500 тыс руб.


«Только компании, входящие в реестр ФССП, имеют право заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности физических лиц во внесудебном порядке, – комментирует директор НАПКА Борис Воронин. – По результатам поиска в поисковых системах по ключевым словам «коллекторское агентство», «взыскание долгов физлиц», «коллекторские услуги» с пометкой «реклама» можно увидеть ссылки на сайты компаний, не входящие в госреестр. При этом, как указано на их сайтах, они осуществляют досудебное взаимодействие с должниками, в том числе, телефонные переговоры и в некоторых случаях – выездное взыскание, впрямую нарушая требования 230-ФЗ. Мы благодарны ФАС за внимание к проблеме псевдоколлекторов и справедливое решение».


В 2017 году НАПКА получила 349 обращений граждан, связанных с незаконным взысканием долгов организациями, не входящими в ассоциацию. НАПКА рекомендует должникам в начале взаимодействия с коллектором убедиться, что компания внесена в реестр ФССП.

Видео