Позиция НАПКА по поводу законопроекта, вводящего запрет на передачу прав требований задолженности по ЖКХ третьим лицам

Позиция НАПКА по поводу законопроекта, вводящего запрет на передачу прав требований задолженности по ЖКХ третьим лицам

11.03.2019

Законопроект, который был внесен сегодня на рассмотрение в Государственную Думу, вводит запрет на передачу прав требований задолженности по ЖКХ третьим лицам (кроме организаций ЖКХ), в том числе кредитным организациям и коллекторским агентствам. Мотивируется это тем, что в случае если имеет место такая передача, возврат задолженности осуществляется с нарушениями прав граждан.

С предложенным подходом нельзя согласиться по ряду причин.

Во-первых, в пояснительной записке к законопроекту приводится довод, что инициатива вызвана участившимися нарушениями, которые допускают «коллекторы». Видимо под этим подразумевались кредитные организации и профессиональные взыскатели - в связи с чем законопроект запрещает указанным лицам передачу прав требования в сфере ЖКХ. При этом множество нарушений допускают сами кредиторы, в том числе организации ЖКХ. Предложенный к рассмотрению законопроект не содержит каких-либо ограничений при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

За организациями ЖКХ законодательно закрепляется право осуществлять деятельность по возврату задолженности в сфере ЖКХ (что и так предполагается и без внесения подобного уточнения), при этом законопроект не накладывает на организации ЖКХ каких-либо ограничений по взысканию. Т.е. организации ЖКХ могут осуществлять взыскание любыми способами, например, расклеивать объявления о должниках в подъездах, устанавливать доски «позора». Кроме этого, они могут осуществлять звонки в любое время и без ограничения их количества. Соответственно, цель законопроекта – защита прав и интересов граждан не может быть достигнута.

Во-вторых, запрет на осуществление уступки прав требования, включая профессиональных участников финансового рынка (кредитные организации и профессиональные взыскатели, включённые в государственный реестр, деятельность которых регулируется) рассматривается как неоправданное вторжение в гражданско-правовую сферу отношений. При этом законопроект не учитывает требования и ограничения, установленные 230-ФЗ к профессиональным взыскателям и осуществляемой ими деятельности, в то время как работа организаций ЖКХ по возврату задолженности вообще не регулируется.

Кроме того, законопроект не устанавливает ответственность кредиторов – организаций ЖКХ за уступку прав требований третьим лицам, что делает данную норму декларативной и не приводит к достижению цели законопроекта.

В третьих, изменение в ч. 4 ст. 1 230-ФЗ не запрещает передавать полномочия по взысканию кредитным организациям и профессиональным взыскателям, включенным в государственный реестр, а лишь выводит агентскую схему из-под действия 230-ФЗ, что, скорее всего, говорит о поспешном и необдуманном формировании законопроекта без учета и анализа нарушений, возникающих при взыскании просроченной задолженности за жилищно-коммунальные услуги, и лиц, их допускающих.

Нарушения в деятельности по возврату просроченной задолженности в сфере ЖКХ можно пресечь путем распространения на организации ЖКХ требований и ограничений, установленных в 230-ФЗ, а не исключив сферу ЖКХ из-под действия закона. Потребителю все равно, кто осуществляет взыскание и поэтому такие лица и организации должны быть равны перед законом, иметь одинаковые права, обязанности и ответственность.

Видео

Фотогалерея